Бухгалтерский учет в медицине





Светлана Фирстова - Бухгалтерский учет в медицине

В связи с использованием на аптечных складах (базах) новых технологий и организации хранения лекарственных средств, а также в порядке контроля за обеспечением их сохранности Министерство Здравоохранения РФ приказом от 13 ноября 1996 г. № 375 утвердило предельные нормы естественной убыли (производственной базы) лекарственных средств на аптечных складах (базах), которые необходимо применять при учете материалов.

Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 главы 25 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Фармацевтические заводы и аптеки в процессе осуществления своей деятельности несут определенные потери изделий медицинского назначения. Эти потери возникают на определенных этапах технологического процесса. Так, например, фармацевтические заводы несут потери при изготовлении, фасовке и хранении медикаментов, аптеки – при фасовке и хранении медицинских средств.

К естественной убыли относятся:

потери, которые образуются при транспортировке, хранении, а также вследствие распыления ряда порошковых препаратов, их усушки, боя в стеклянной таре. По таким потерям установлены предельные размеры – нормы естественной убыли. В настоящее время действуют, в частности, такие нормы:

– естественной убыли медикаментов и ваты в аптеках;

– естественной убыли медицинских пиявок в аптеках;

– убыли стеклянной аптечной посуды на фармацевтических фабриках (производствах) и аптечных складах (базах);

– естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

За отчетный период величину потерь можно определить по результатам инвентаризации.

Нормы естественной убыли не применяют к:

– готовым лекарственным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в том числе этиловый спирт), реализованным в оригинальной (заводской, фабричной, складской) упаковке;

– технологическим потерям и потерям от брака;

– бою, браку, порче;

– лекарству с истекшим сроком годности;

– потерям товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванным нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.

Если потери выявлены при заготовлении, то списывать их нужно такой проводкой:

дебет 10 (41) кредит 94

– списаны потери в пределах норм естественной убыли.

Если потери выявлены при хранении или продаже, тогда списывать их нужно следующей записью:

дебет 20 (44) кредит 94

– списаны потери в пределах норм естественной убыли.

Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, бухгалтер может уменьшить базу по налогу на прибыль на потери от недостач или порчи при хранении и транспортировке лекарственных средств в пределах норм естественной убыли. Однако эти нормы должны быть утверждены в порядке, который установлен Правительством РФ. Данный порядок Правительство РФ привело в своем постановлении от 12 ноября 2002 г. № 814. Согласно этому порядку нормы естественной убыли для медицинских организаций должен разработать и утвердить Минздрав России. При этом такие нормы он должен согласовать с Минэкономразвития России.

В январе 2006 года аптека приобрела для реализации вату гигроскопическую в количестве 40 кг по цене 30 руб. (без НДС) за 1 кг.

В апреле 2006 года вата была расфасована по 100 г и реализована. При этом была установлена недостача ваты при расфасовке – 0,3 кг.

Установленные нормы естественной убыли в процентах к стоимости при расфасовке составляют 0,85 процента.

Чтобы списать недостачу ваты, был составлен такой документ:

____________________ ____________________ 2006 г.

Подборки из журналов бухгалтеру

Даже у опытных бухгалтеров порой возникают проблемы с тонкостями ведения налогового учета в определенных сферах деятельности.

Необходимо с высокой профессиональностью точно определить и выбрать правильный метод ведения бухгалтерии. Нам при оказании бухгалтерских услуг часто приходится исправлять ошибки наших новых клиентов, возникшие при выборе неоптимальной системы налогообложения или организационно-правовой формы при регистрации фирмы.

Основные моменты, на которые должен обратить внимание главной бухгалтер при организации раздельного учета:

  • учетная политика
  • документооборот;
  • настройка бухгалтерской программы;
  • распределение работы по участкам.

Остановимся на конкретном примере: Медицинский центр.

Основная сфера деятельности - медицинские услуги (ставка: без НДС)

Дополнительная сфера деятельности - оптовая торговля медицинскими препаратами (ставка НДС 10%).

Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, подлежащими и не подлежащими обложению НДС, то она должна вести раздельный учет. Эта обязанность закреплена в НК РФ (п. 4 ст. 149 НК РФ). Но, в Налоговом кодексе ничего не сказано, как должны накапливаться и систематизироваться данные из первичных документов. Поэтому необходимо самостоятельно разработать правила ведения учета и закрепить их в приказе об учетной политике.

Как правильно организовать учет в программе 1С Бухгалтерия:8.2 можно посмотреть в видеоролике по теме раздельного учета НДС.

Учет ТМЦ (медицинских препаратов)

Так как основным видом деятельности является оказание медицинских услуг, освобожденных от уплаты НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ), то закрепляем следующее правило : входящий НДС учитывается в себестоимости материалов. Затем по мере осуществления облагаемых и необлагаемых операций по реализации, суммы «входящего» НДС перераспределяются в соответствии с законодательством.

Специфика деятельности обязывает организацию вести партионный учет, так как медицинские препараты имеют сроки годности и привязаны к сертификатам В учетной политике устанавливается метод бухгалтерского учёта ТМЦ - FIFO (F irst I n, F irst O ut), в соответствии с которым ТМЦ, поставленные на учёт первыми выбывают с учёта тоже первыми.

В данном примере все приобретенные медицинские препараты были использованы полностью. На практике, обычно на конец отчетного периода на складе остаются ТМЦ. Следовательно, при дальнейшей реализации их на сторону (оптовой продаже), «входящий» НДС необходимо восстановить и предъявить к возмещению из бюджета.

Иногда, на практике, можно услышать мнение бухгалтеров, которые предлагают не вести раздельный учет, просто не возмещать НДС и полностью относить его в затраты. Если преодолено «правило 5 процентов», то пренебрегать раздельным учетом нельзя, так как это приведет к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Данный способ ведения бухгалтерского учета. при условии возмещения НДС, после точного определения в каком виде деятельности участвуют данные затраты и ТМЦ, как правило, не вызывает споров с налоговыми органами. Существует иной способ, когда весь «входящий» НДС по приходованным товарам, материалам и услугам, относится на Дебет балансового счета 19 и возмещается из бюджета в полном объеме Д68.2 К19. Затем по мере осуществления деятельности, освобожденной от НДС, ранее возмещенные суммы НДС восстанавливаются и начисляются к оплате в бюджет. В этом случае бухгалтер должен быть готовым к спорам с налоговиками. Необходимо всю схему движения операции по регистрам описать в учетной политике и заранее научиться отстаивать свою позицию. В то же время, если в суде налогоплательщик не сможет доказать, что раздельный учет ведется, вычет НДС будет признан неправомерным.

Общее пожелания для аккуратного бухгалтера: «подложи соломку и работай спокойно».

руководитель компании «Перспектива». специализирующейся на предоставлении широкого спектра бухгалтерских и юридических услуг

При вопросе укажите: 1) вы организация, ИП или физ. лицо 2) налог (УСН/ ОСНО, ЕНВД).
Отвечайте за нас, кто сможет. Любое знание и опыт могут быть полезными. Администрация

Глава 1. Общий порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения (1-й ур.)

1.1. Регистрация и лицензирование деятельности медицинских учреждений (2-й ур.)

К учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в «Номенклатуру учреждений здравоохранения», утверждаемую Минздравом России.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) все учреждаемые на территории России юридические лица, в том числе и организации, которые собираются осуществлять медицинскую деятельность, проходят госрегистрацию в Федеральной налоговой службе России (далее – ФНС России), при которой сведения о медицинской организации заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Пакет документов на государственную регистрацию юридического лица подают по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа создаваемой организации. А в случае его отсутствия – по местонахождению иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности.

Согласно статье 12 Закона № 129-ФЗ пакет состоит:

1. Заявление о государственной регистрации организации (форма № Р11001 – «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании»), подписанное уполномоченным лицом (заявителем), подлинность которого засвидетельствована нотариально. Нотариально заверенное заявление действительно в течение трех дней.

2. Документ об оплате государственной пошлины (квитанция) в размере 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»).

Формы документов, подаваемых на государственную регистрацию организации, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. А заявление (форма № Р11001) утверждено приказом МНС России от 18 апреля 2003 г. № БГ-3-09/198.

3. Выписка из реестра иностранных юридических лиц, если одним из учредителей медицинской организации будет выступать иностранное юридическое лицо.

4. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, где оговаривается сведения об учреждении организации, о назначении постоянно действующего исполнительного органа, об оплате уставного капитала, о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа, паспортные данные всех учредителей – физических лиц или реквизиты учредителей – юридических лиц.

5. Учредительные документы создаваемого юридического лица – медицинской организации (учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав)

В уставе любой медицинской организации требуется обязательно указать, что ее создали для осуществления медицинской деятельности. Характер этой деятельности следует определять согласно разделу «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (класс 85) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).

При определении основных задач следует руководствоваться пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 499. Из него следует, что медицинская организация должна заниматься выполнением медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи.

Заявителю выдается расписка с указанием перечня бумаг и даты их получения.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) представления документов в период ликвидации организации.

Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

– наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

– наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения (оборудование, инструменты, транспорт и документацию);

– наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), плана действий персонала на случай пожара;

– наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), образование которых соответствует требованиям и характеру

Источники: http://profilib.com/chtenie/62180/svetlana-firstova-bukhgalterskiy-uchet-v-meditsine-44.php, http://otchetonline.ru/art/buh/28289-razdel-nyy-uchet-nds-na-primere-medicinskogo-centra-zanimayuschegosya-odnovremenno-okazaniem-medicinskih-uslug-i-optovoy-torgovley.html, http://mreadz.com/read99646/p1








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением