Доверительное управление имуществом налогообложение





Доверительное управление имуществом: бухгалтерский учет и налогообложение

Опубликовано в 10.02.2009

Ю.Ю. МАКАРОВА / аттестованный аудитор/

Владение имуществом связано с большим количеством проблем, и собственник не всегда в состоянии эффективно управлять тем, чем он владеет. Это может быть обусловлено целым рядом причин: отсутствием времени, специальных знаний или необходимых человеческих и иных ресурсов. В таких ситуациях собственники все чаще передают свое имущество в доверительное управление.

При передаче имущества в управление между сторонами сделки заключается договор доверительного управления. Правовые аспекты такого договора установлены главой 53 Гражданского кодекса РФ. По договору учредитель управления передает доверительному управляющему на определенный срок имущество в управление. Таким имуществом могут быть предприятия и иные имущественные комплексы, отдельные объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права и любое другое имущество, кроме денег. Управляющий обязуется вести управление полученным имуществом в интересах учредителя или любого указанного им лица (выгодоприобретателя), право собственности на передаваемые объекты при этом остается у учредителя управления.

Управляющий может совершать в отношении переданного имущества любые юридические и фактические действия, предусмотренные договором: продавать, эксплуатировать, сдавать в аренду, ремонтировать и т.д. Сделки с имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, обязательно указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего, для чего в документах после имени или наименования доверительного управляющего делается пометка «Д.У.». Права, приобретенные управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав данного имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий управляющего, исполняются за счет этого имущества. Важно помнить, что при отсутствии указания о действии доверительного управляющего в качестве такового он обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

В установленные договором сроки управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности, за ведение которой он получает вознаграждение (порядок его определения также должен быть предусмотрен договором). Кроме того, учредитель управления обязан возместить необходимые расходы управляющего, понесенные им при доверительном управлении имуществом.

Имущество, переданное в доверительное управление, должно быть обособлено от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Такое имущество отражается у управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Помимо этого для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.

Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утверждены приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н. Для учета операций по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с доверительным управлением этим имуществом, используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».

Учет операций по договору у учредителя управления или выгодоприобретателя

1. Объекты имущества передаются в доверительное управление учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в его бухгалтерском учете:
Д 79-3 - К 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 58 «Финансовые вложения» и т.д. в зависимости от вида передаваемого имущества;

Д 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» - К 79-3.

2. Денежные средства, полученные учредителем управления в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления, отражаются записью:
Д 51 «Расчетные счета» - К 79-3.

3. При прекращении договора и возврате учредителю управления объектов имущества делаются обратные записи:
Д 01, 04, 58 - К 79-3;

При составлении бухгалтерской отчетности учредителя управления в нее не включаются остатки по счету 79-3. Вместо этого в отчетность полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим, об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем суммирования аналогичных показателей.

Если доверительное управление имуществом ведется в интересах выгодоприобретателя, то причитающийся доход или суммы возмещения упущенной выгоды за время управления выгодоприобретатель учитывает следующим образом:
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - К 91 «Прочие доходы и расходы»;

Д 51 - К 76,91 - по мере перечисления денежных средств.

Выгодоприобретатель представляет бухгалтерскую отчетность с учетом финансового результата, полученного по договору доверительного управления.

Учет операций по договору у доверительного управляющего

1. Расходы доверительного управляющего по ведению деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, учитываются по каждому договору обособленно:
Д 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» - К 02,70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д. в зависимости от характера произведенных расходов.

Доверительное управление

Доверительные правоотношения урегулированы гл. 53 Гражданского кодекса РФ как обязательственные, вытекающие из соглашения, и, соответственно, как самостоятельный вид договора - доверительного управления имуществом.

В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления - бенефициар) передаст другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. По общему правилу отношения по договору доверительного управления имуществом носят фидуциарный, доверительный характер.

Фидуциарные отношения характеризуются особым доверием, оказываемым учредителем доверительной собственности доверительному управляющему как лицу, которое способно, по его мнению, осуществлять права на определенное имущество. Особому доверию корреспондирует концепция фидуциарного обязательства, возникающего в случае, когда одно лицо действует исключительно в интересах другого лица.

Договор доверительного управления реальный. Он считается заключенным с момента передачи имущества в доверительное управление. Если предметом договора является недвижимое имущество, то он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации.

Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги.

На доверительного управляющего, как правило, возлагаются следующие обязанности:

o управлять имуществом, переданным ему учредителем, в соответствии с указаниями, оговоренными в учредительном акте, и в интересах выгодоприобретателя, проявляя при этом необходимую меру заботливости. Отчуждать указанное имущество доверительный управляющий может, если это прямо разрешено ему договором или законом;

o по первому же требованию бенефициара представить отчет по делам, относящимся к управлению имуществом;

o передать все полученные доходы и выгоды, если иное не предусмотрено в договоре.

Договор доверительного управления является возмездным, если доверительный управляющий индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Размер и форма вознаграждения определяются сторонами договора.

Налоговые обязательства доверительного управляющего:

o вознаграждение за оказанные услуги по управлению активами, являясь доходом, подлежит обложению НДС по ставке 18%;

o исчислять НДС и выставлять соответствующие счета-фактуры с пометкой Д. У. в строке Продавец при реализации доверенных активов (товаров, работ, услуг, имущественных прав) в соответствии со ст. 174.1 НК РФ;

o предоставляется налоговый вычет при приобретении имущества для производства и реализации в соответствии с договором доверительного управления и при наличии счетов-фактур, выставленных контрагентами на имя доверительного управляющего, в общеустановленном порядке. При осуществлении иной деятельности право на вычет НДС возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в рамках договора доверительного управления и при осуществлении иной деятельности;

o предоставляется налоговый вычет по переданному имуществу в доверительное управление при использовании в налогооблагаемых операциях;

o возлагаются обязанности по представлению в налоговый орган декларации по НДС по месту учета.

Главой 21 НК РФ не предусмотрено представление отдельной налоговой декларации по операциям реализации доверительных активов, так же Правила ведения книг покупок и книг продаж не содержат специальных положений в отношении счетов-фактур, выставляемых при осуществлении хозяйственных операций в рамках договора доверительного управления. Счета-фактуры, выставленные и полученные по доверительной деятельности, включаются в книгу покупок и книгу продаж, в журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, с использованием их итоговых данных за соответствующий период при составлении налоговой декларации.

Налоговые обязательства НДС в учете учредителя управления:

o восстановить входной НДС, ранее правомерно принятый к вычету при передаче недвижимого имущества в доверительное управление. Суммы НДС, подлежащие восстановлению, уплачиваются в бюджет в общеустановленном порядке.

o НДС принимается к вычету, предъявленный в стоимости услуг, оказанных доверительным управляющим.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Доверительное управление имуществом: правовые, бухгалтерские и налоговые аспекты

Прибыль учредителя от использования основного средства,переданного в доверительное управление

В дополнение напомним, что обособленный учет ведется доверительным упра­вляющим, но от лица учредителя управления. Поэтому учредитель управления, по нашему мнению, должен будет представить в налоговый орган расчеты (по НДС, по налогу на прибыль) по операциям, связанным с получением дохода и отраженным в обособленном учете. Поэтому учредителю целесообразно по окончании отчетного периода получить от управляющего не только обособлен­ный баланс, но и все регистры обособленного бухгалтерского учета.

Порядок налогообложения операции при до­верительном управлении нормативно не отрегули­рован, поэтому следует исходить только из общих критериев образования налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов, предусмотренных конк­ретными инструкциями по налогообложению, и ждать разъяснений.

Налогообложение хозяйственных операций, свя­занных с доверительным управлением, можно по­дразделить на два направления:

1) налогообложение операции при передаче имущества в доверительное управление;

2) налогообложение текущих операции в процессе функционирования доверительного имущества у уч­редителя управления и доверительного управляю­щего.

В первом случае возникает вопрос о начисле­нии НДС с налога на прибыль. Согласно подп. а п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 О налоге на добавленную стоимость объектом для исчисле­ния и уплаты НДС являются обороты по реализа­ции на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Но, как было сказано выше, при пе­редаче имущества в доверительное управление пра­во собственности на него не переходит к доверите­льному управляющему, а значит, нет оснований для начисления данного налога у учредителя управ­ления.

Поскольку передаваемое в доверительное управ­ление имущество не может рассматриваться как без­возмездно переданное, следовательно нет и внереа­лизационного дохода, т. с. базы для исчисления на­лога на прибыль у доверительного управляющего.

Во втором случае, как правило, налогообложе­ние осуществляется у источника налогообложения. Следовательно в процессе текущей деятельности до­верительный управляющий является самостоятель­ным плательщиком всех налогов в соответствии с действующим законодательством за исключением налога на прибыль, который должен платить учреди­тель управления.

Рекомендации Минфина РФ об отражении операций по доверительному управлению аналогично учету совместной деятельности косвенно вписывается в механизм налогообложения, изложенный в п. 2.13 инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 О поряд­ке исчисления и уплаты в бюджет налога на при­быль предприятий и организаций . Поэтому довери­тельный управляющий обязан ежеквартально сооб­щать в налоговый орган по месту нахождения учредителя управления (выгодоприобретателя) све­дения о полученной налогооблагаемои прибыли.

В этом случае у доверительного управляющего в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) отсутст­вует финансовый результат, так как он (так же как и убытки) полностью распределяется в пользу учреди­теля управления, а у учредителя управления по ана­логии с совместной деятельностью возникает внере­ализационный доход, который присоединяется в об­щем порядке к налогооблагаемои прибыли.

Наиболее неурегулированным, на наш взгляд, остается вопрос об определении налогооблагаемои базы по налогу на имущество. Если последовательно применять указания по расчету данного налога для предприятий, ведущих совместную деятельность, то имущество, находящееся в доверительном управле­нии, может попасть под двойное налогообложение. По нашему мнению, расчеты по налогу на имущест­во должен вести доверительный управляющий, у ко­торого оно находится.

При передаче в доверительное управление иму­щества по более низкой оценке, чем его балансовая стоимость, учредитель управления должен предста­вить баланс без указанных выше корректировок. Разница между балансовой стоимостью и договор­ной оценкой, по которой производится постановка имущества на баланс у доверительного управляюще­го, составит величину, которая будет включаться в расчет налога на имущество и постепенно уменьша­ться в результате движения налогооблагасмых объек­тов (при передаче в производство производственных запасов, выбытии, ликвидации основных средств, продаже товаров и т. д.). Для этих целей необходимо вести оперативный учет в разрезе отдельных наиме­нований имущественных объектов.

Данная тема только начинает приобретать актуальность.

С переходом к рыночным отношениям развились и начинают развиваться новые виды учета в том числе и Учет доверительного имущества .

Узаконивание операций связанных с темой нашего разговора не дает возможность различным криминальным элементам проникать в область бухгалтерского учета.

Большое число профессиональных экономистов, бухгалтеров и аудиторов трудились над этими положениями, и я думаю, что рутинный и порой тяжелый труд бухгалтера немного упростится.

1) Бухгалтерский учет 11#39; 98 г.

2) Главбух №3, февраль 1999 г.

3) Нормативные Акты для бухгалтера №3, 4 февраля 1999 г.

Источники: http://www.naloglib.net/003/doveritelnoe-upravlenie-imushchestvom-bukhgalterskii-uchet-i-nalogooblozhenie, http://studme.org/11230410/ekonomika/doveritelnoe_upravlenie, http://mirznanii.com/info/doveritelnoe-upravlenie-imushchestvom-pravovye-bukhgalterskie-i-nalogovye-aspekty_15121








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением