Начисление единого налога проводки





Документ. Порядок отражения единого налога в новом Плане счетов

Порядок отражения единого налога в новом Плане счетов

ВОПРОС: Наше предприятие является плательщиком 10% единого налога. При переходе на бухгалтерский учет в соответствии с возник вопрос: каким образом учитывается на новых счетах сумма единого налога, как она отражается в отчетности и нужно ли нам производить начисление налога на прибыль в бухгалтерском учете и вести счета 17 Отсроченные налоговые активы и 54 Отсроченные налоговые обязательства ?

ОТВЕТ: Со вступлением в силу Положений (стандартов) бухгалтерского учета и Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. N 291 (далее - План счетов, Инструкция), предприятия, перешедшие на уплату единого налога, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с вышеупомянутыми документами. План счетов и Инструкция внедряются предприятиями и организациями в течение всего 2000 года с даты, определенной приказом руководителя предприятия, организации.

До 01.01.2000 г. предприятия-единщики вели бухгалтерский учет, руководствуясь Положением об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г. N 196 (далее - Положение N 196). Если следовать логике, то со вступлением в силу Национальных стандартов Министерство финансов должно было бы внести соответствующие изменения в этот документ, чтобы привести его в соответствие с действующим законодательством в сфере бухгалтерского учета.

Действительно, изменения в Положение N 196 были внесены приказом Минфина от 25.02.2000 г. N 29, но они не коснулись корреспонденции счетов, а затронули только финансовую отчетность. Теперь 57% единого налога отражаются в строке 250 Отчисления на социальные мероприятия раздела II формы N 2-м (ранее - 45%), а 43% - в строке 270 Прочие операционные расходы раздела II формы N 2-м (ранее она называлась Прочие расходы и в ней отражалось 55% суммы единого налога). Все остальное осталось без изменений, в том числе старые шифры, наименование и корреспонденция счетов: единый налог, подлежащий уплате, отражается по Дт счета 20 Основное производство , с которого ежемесячно вся его сумма списывается в Дт счета 46 Реализация .

Следует отметить, что п.3 приказа Министерства финансов Украины Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению от 30.11.99 г. N 291 определено, что нормативные документы Минфина Украины по бухгалтерскому учету утрачивают свою силу в части корреспонденции бухгалтерских счетов с даты применения нового Плана счетов. То есть предприятиями, которые не перешли на новый План счетов, должна применяться вышеуказанная корреспонденция счетов. Однако принципы бухгалтерского учета на этих предприятиях должны отвечать требованиям Положений (стандартов) бухгалтерского учета.

Давайте разберемся, каким образом будет отражаться единый налог теми предприятиями, которые перешли на новый План счетов. Для этого обратимся к Положению (стандарту) 16 Расходы и Инструкции. Расходы предприятия представлены теперь в разрезе различных счетов класса 8 Элементы операционных расходов и класса 9 Расходы деятельности . Здесь нужно отметить, что единщики могут вести учет расходов с использованием только счетов класса 8.

Предприятию, перешедшему на новый План счетов, начисление единого налога рекомендуем производить двойной проводкой (по аналогии с изменениями, внесенными в Положение N 196):

- по Дт сч. 82 Отчисления на социальные мероприятия - на 57% суммы единого налога, подлежащего уплате;

- по Дт сч. 84 Прочие операционные расходы - на 43%;

- по Кт сч. 641 Расчеты по налогам субсчет Единый налог - на всю сумму (100%) единого налога.

В конце отчетного периода суммы единого налога со счетов 82 и 84 будут списываться в Дт счета 79 Финансовые результаты . По нашему мнению, такой вариант, во-первых, наименее трудоемок и, следовательно, удобен, во-вторых, позволяет быстро составить финансовую отчетность. Кроме того, его могут и должны применять не только предприятия торговли, но и те предприятия, которые занимаются производством продукции и оказанием услуг.

Может возникнуть резонный вопрос: почему суммы единого налога списываются сразу на сч. 79, минуя сч. 23 Производство нового Плана счетов? Действительно, многие бухгалтерские издания рекомендуют единщикам-производственникам относить суммы начисленного единого налога в состав расходов на производство продукции. Однако в соответствии с Положением (стандартом) 16 Расходы в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

- прямые материальные расходы;

- прямые расходы на оплату труда;

- прочие прямые расходы;

Единый налог не относится к прямым расходам на производство продукции и поэтому, по нашему мнению, должен со счетов класса 8 сразу списываться в Дт субсчета 791 Результат основной деятельности счета 79 Финансовые результаты .

Рассмотрим условно-числовой пример. Сумма подлежащего уплате единого налога составляет 1500 грн. В бухгалтерском учете это отразится следующим образом (при использовании только счетов класса 8):

Теперь возвратимся к отражению суммы единого налога в форме N 2-м Отчет о финансовых результатах . Для предприятий-единщиков Национальными стандартами предусмотрена сокращенная форма финансовой отчетности. Она регламентирована Положением (стандартом) бухгалтерского учета 25 финансовый отчет субъекта малого предпринимательства . Исходя из требований Стандарта 25, сумма единого налога отражается в статье Налог на прибыль (стр.210 раздела I Финансовые результаты формы N 2-м).

Что касается раздела II Отчета о финансовых результатах Элементы операционных расходов , то здесь, как мы уже отмечали, сумма единого налога отразится в размере 57% по стр.250 Отчисления на социальные мероприятия и в размере 43% по стр. 270 Прочие операционные расходы (в соответствии с изменениями, внесенными в Положение N 196).

И последнее, не менее важное замечание. Предприятия - плательщики единого налога не начисляют налог на прибыль в бухгалтерском учете и не ведут счета 17 Отсроченные налоговые активы и 54 Отсроченные налоговые обязательства , поскольку они предусмотрены для учета разницы между налогом на прибыль по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета. А плательщики единого налога согласно ст.6 Указа Президента Украины Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства от 03.07.98 г. N 727/98 не являются плательщиками налога на прибыль и не рассчитывают такой разницы.

18 May, 12:01

Уже давно в проводках нет четких трактовок. Это еще при старых счетах были очень жесткие правила по проводкам. Сейчас основной принцип проводок - соблюдение логики. Лично я поступают так же как alla4321 - просто начисляю 43% на 92 счет. Начисление ЕСВ идет отдельно полной суммой при начислении зарплаты. Не вижу никакого криминала. Можно, конечно, повыкручивать при начислении единого - 43% на единый, 57% - на есв, потом еще при зарплате доначислить остальное. Но тогда придется все контролировать в ручном режиме, т.к. 1С автоматом такое не рассчитывает. Возникает большая вероятность ошибок.

Меня интересуют проводки по услугам на ЕН.
Поделитесь своим опытом.
361 703 - согласно акта
703 791 - Списание финансового результата
703 641 - (если есть НДС)
801 201 - списание материалов и ТД
803 203
840 220,
831 131 - Амортизация
791 831
811 661 - начисление з/платы
821 651 - ЕСВ
685 311 - расчеты с поставщиками
791 811;821;801;803;84;833; Списание затрат на услуги

Ничего не забыла?

18 May, 16:22

Так получается начислять 10 % от ЕП, а платить 43 % от этих 10%. А как закрыть остаток по 57 %?
И все таки какую сумму платить обязательно в ПФ: с фонда з/п или 57 %? Вот у меня 57 % больше, чем 36,77 % с фонда.
Получаются такие проводки:
849 6141 3000 начислено ЕН 10 %
6141 311 1290 43 % в налоговую
6141 311 1710 57 % в ПФ
8211 6511 1200 начислено 36,77 % ЕСВ
Получается остается переплата (1710 - 1200) 510 грн.
А вот дальше вопрос по проводкам по ЕСВ. Как быть с кредитовым остатком по 6511?

Единый налог в бухгалтерском учете юрлиц-единоналожников

Как известно, вступление в силу Налогового кодекса привело к изменению порядка уплаты сумм единого налога. При этом у наших читателей стали возникать вопросы, связанные с особенностями отражения в году начисленного и уплаченного юридическими лицами единого налога в бухгалтерском учете. Ответы на них содержит предлагаемая статья.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 996 — Закон Украины О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

П(С)БУ 11 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.01.2000 г. № 20.

Вполне очевидно, что изменившийся в условиях действия НКУ порядок уплаты единого налога не мог не сказаться на отражении его в бухгалтерском учете.

Как известно, п.п. 3 п. 1 подразд. 8 разд. XX НКУ предписывает субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, уплачивать на счет соответствующего бюджета часть единого налога в размере. который подлежит перечислению в эти бюджеты в соответствии с нормами Указа № 727. При этом распределение средств единого налога на общеобязательное государственное социальное страхование и/или в Пенсионный фонд Украины Государственным казначейством Украины не осуществляется.

То есть фактически НКУпозволил предприятиям-единоналожникам уплачивать единый налог не в полном размере, а лишь ту его часть, которая причитается бюджету. Напомним, что согласно ст. 2 Указа № 727в бюджет зачисляется 43 % от суммы единого налога. Остальные 57 % от общей суммы единого налога, исходя из требований НКУ. никуда перечисляться не должны.

Ввиду того что п.п. 10.1.2 разд. I НКУ единый налог отнесен к числу местных налогов, причитающаяся к уплате сумма полностью зачисляется именно в местные бюджеты (п. 10.6 разд. I НКУ ). Таким образом, субъекты малого предпринимательства — единоналожники ежемесячно не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца обязаны уплачивать самостоятельно на счета соответствующих местных бюджетов 43 % суммы единого налога, рассчитанной в соответствии со ст. 3 Указа № 727 (6 % или 10 % выручки от реализации). Именно так предписывает поступать КМУв постановлении от 27.12.2010 г. № 1196. которым внесены изменения в постановление «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

Однако несколько вводит в заблуждение норма упомянутого постановления в отношении перечисления 57 % начисленного единого налогана счета органов Пенсионного фонда как части суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ). Напомним, в соответствии с п.п. 2 п. 1 подразд. 8 разд. XX НКУначисление, исчисление и уплата ЕСВосуществляются субъектами малого предпринимательства, уплачивающими единый налог, в порядке, определенном Законом№ 2464 . Аналогичную норму содержит также и п. 2 разд. VIII названного Закона. Для зачисления средств ЕСВ органам Пенсионного фонда в Госказначействе открыты счета в зависимости от видов платежей (категорий плательщиков, классов профессионального риска производства) и размеров ЕСВ, по которым он начисляется. При этом отдельного счета для перечисления 57 % суммы единого налога нет и быть не может, поскольку такой вид платежа не установлен Законом № 2464. Не предусматривает также Закон № 2464 никаких зачетов части единого налога с ЕСВ.

Более конкретно насчет судьбы 57 % суммы единого налога высказалась ГНАУ в письме от 29.12.2010 г. № 29263/7/15-0117. где четко говорится, что за отчетные периоды года суммы единого налогауплачиваются плательщиками в местные бюджеты в размере 43 % от общей начисленной суммы, а ЕСВ платится на отдельный счет. открытый Государственным казначейством Украины в порядке, определенном Законом № 2464 . То есть об отдельной уплате 57 % суммы единого налога речи не идет.

По большому счету, можно сказать, что из схемы платежа исключено промежуточное звено в образе Госказначейства, органы которого перечисляли прежде 42 % от суммы уплаченного субъектом малого предпринимательства единого налога в Пенсионный фонд, а последний засчитывал их в счет уплаты пенсионных взносов за соответствующие периоды. В настоящее же время предприятия-единоналожники обязаны напрямую перечислять в местные бюджеты 43 % суммы единого налога, исчисленного согласно ст. 3 Указа № 727. и в общеустановленном порядке уплачивать ЕСВ на счета Пенсионного фонда.

Между тем, как следует из решения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 21.12.2010 г. и письма ГНАУ от 29.12.2010 г. № 29263/7/15-0117, декларировать в Расчете уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом за отчетные периоды года придется, как и ранее, полную сумму единого налога. Но, судя по всему, в этом расчете должна появиться строка для отражения суммы единого налога, подлежащей уплате в бюджет.

В соответствии со ст. 1 Закона № 996обязательством является задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошедших событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия. воплощающих в себе экономические выгоды. Поскольку, как мы выяснили, только 43 % от общей суммы единого налога должны уплачиваться сегодня в бюджет, то именно такая величина представляет собой текущее обязательство (т. е. задолженность предприятия) перед бюджетом, которое в балансе отражается в сумме погашения (п. 12 П(С)БУ 11 ). Как раз такую сумму начисления нужно показывать в учете предприятия по кредиту субсчета 641 «Расчеты по налогам» (аналитический счет учета «Единый налог»). Непогашенную на дату баланса задолженность по единому налогу в размере 43 % от его ставки субъектам малого предпринимательства следует приводить по строке 550 Баланса (форма № 1-м) в составе статьи «Текущие обязательства по расчетам с бюджетом».

Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим на конкретном примере порядок учета единого налога юрлицами-единоналожниками.

Пример.Предприятие является плательщиком единого налога по ставке 10 %. Размер ЕСВ, установленный данному предприятию, в части начислений составляет 36,86 %. Выручка от реализации за январь года равняется 80 тыс. грн. (соответственно сумма единого налога, исчисленная согласно ст. 3 Указа № 727, равна 8 тыс. грн.), а начисленная работникам заработная плата — 15 тыс. грн.

Источники: http://cons.parus.ua/_d.asp?r=00IUB5d3e4375679fca0c30a3c2cbf28dbbba, http://club.dtkt.com.ua/read.php?13, 700313, http://buhgalter.com.ua/articles/details/5356/








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением