Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности





ПОДГОТОВКА К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ

При составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:

полное отражение за отчетный период всех хозяй­ственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

полное совпадение данных синтетического и анали­тического учета, а также показателей отчетов и ба­лансов с данными синтетического и аналитического учета;

осуществление записи хозяйственных операций в бух­галтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать подго­товительная работа, осуществляемая по заранее состав­ленному специальному графику. Важным этапом подготови­тельной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех калькуляционных, собира- тельно-распределительных, сопоставляющих, финансово­результативных счетов. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

При составлении форм бухгалтерской отчетности исполь­зуются в основном данные Главной книги. Составление бух­галтерской отчетности осуществляется на основе докумен­тов в электронном или бумажном виде.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Перед составлением годового отчетного баланса осу ществляют следующие процедуры:

проводят инвентаризацию всех видов имущества, обя зательств и расчетов, и ее результаты отражают на счетах Главной книги и аналитических счетах; уточняют оценки всех видов имущественных статей баланса;

создают оценочные резервы (заключительными запи сями декабря);

проверяют правильность распределения доходов, рас­ходов, прибыли и убытков между смежными отчетны ми периодами;

закрывают счета бухгалтерского учета, в том числе счет 99 «Прибыли и убытки» (заключительной запи сью декабря);

вносят уточнения в Главную книгу или отражают эти уточнения в пояснительной записке к годовому отче ту с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);

составляют приложение к годовому бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснения к отчетному бух­галтерскому балансу.

В случае незаполнения той или иной статьи ввиду от сутствия соответствующих хозяйственных операций эта строка (статья) прочеркивается.

Данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Если в текущем периоде организация не вела хозяйствен ную деятельность, формируются нулевой баланс и соответ ствующая налоговая отчетность.

‘ Бухгалтерская отчетность предполагает составление си­стемы показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгал- терского, статистического и оперативного учета.

;; Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть до­стоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться со­поставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Меню

Подготовка к составлению отчетности

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, соответствия учетной оценки имущества его реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию имущества, денежных средств, средств в расчетах и обязательствах.

При инвентаризации решаются следующие задачи:

• выявляется фактическое наличие объектов длительного пользования, финансовых вложений, материально-производственных запасов, незавершенного производства и денежных средств в целях обеспечения их сохранности;

• определяется фактическое количество использованных на производство материально-производственных ресурсов;

• появляется возможность оценить товарно-материальные ресурсы с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;

• проверяется соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, ценных бумаг и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации средств, использования нематериальных активов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, за исключением имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в 3 года, а библиотечных фондов – один раз в 5 лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

• при смене материально ответственных лиц;

• при установлении фактов хищений или злоупотреблений и порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.

При проведении инвентаризаций организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России № 34н от 29.07.98, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России № 49 от 13.07.95, постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии:

постоянно действующая – организует проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и проверок в межинвентаризационный период;

рабочие – непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации;

по проверке и выборочной инвентаризации – проводят инвентаризации по мере необходимости. В каждом конкретном случае состав комиссии утверждает руководитель организации.

Особенности автоматизации бухгалтерской отчетности

Научный руководитель: Шершнева А.В. к.е.н.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

Для принятия эффективных управленческих решений необходимо наличие точной и полной отчетности. Постепенно стандарты усложняются, также ужесточаются требования к срокам подготовки документов. Имеющихся ресурсов бывает недостаточно, или они оказываются неэффективными в условиях быстро развивающегося бизнеса. Существенную помощь в данном случае может оказать система автоматизации отчетности.

Целью данной работы является определение особенностей использования программных продуктов для автоматизации составления отчетности, выделить достоинства и недостатки информационных систем и определить их значение в учете .

Сегодня на рынке имеется обширный ряд программ по автоматизации бухгалтерского учета. L.Soft Office SQL 9.0. Oracle. БУХСОФТ ФОЛИ, Парус-бухгалтерия, Инфин – Бухгалтерия, ABACUS, БЭСТ, АККОРД. Наиболее популярные-это «1С.Бухгалтерия», «Инфо бухгалтер».

Составление отчетности по автоматизированой форме учета имеет одинаковые характерные черты независимо от програмного продукта, с помощью которого осуществляется автоматизация. Приложения, автоматизирующие учет и реализацию бланков строгой отчетности формируют все отчеты в атоматическом режиме и позволяют сократить время на обработку информации и, таким образом, увеличить производительность труда .

1С: Бухгалтерия включает набор стандартных отчетов, позволяющих бухгалтеру получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации. Программа по данным синтетического учета формирует следующие отчеты: оборотно-сальдовую ведомость, шахматная ведомость, Главную книгу, журнал-ордер и ведомость по счету, анализ счета - за период и по датам, карточку счета. Кроме того строятся отчеты по аналитическому учету. оборотно-сальдовая ведомость по счету в разрезе объектов аналитического учета, анализ счета в разрезе объектов аналитики, анализ объекта аналитики по счетам, карточку операции и по объектам аналитики. Состав и содержание регламентированных отчетов, предназначенных для передачи различным контролирующим инстанциям, определяются различными государственными органами. В них входят: Отчет малого предприятия. Расчет единого налога. Форма № 8ДР, Декларация о НДС. Справка о совместителей и др.[3]

Рассмотрим подготовку к составлению отчетности на примере программы 1С, которая включает в себя такие этапы:

1. Формирование справочной информации – заполнение справочников предприятий. товарно-материальных ценностей, складов, соотрудников, контрагентов и др. Самым важным для правильного заполнения форм отчетности среди всех справочников является справочник «Фирмы », который обеспечивает сохранение информациии о предприятии. Особое внимание при подготовке к составлению отчетности нужно уделить периодическим реквизитам справочников, соответствию их значений периода.

2. Установление соответствия между параметрами работы учетной программы и приказом об учетной политике предприятия, которое обеспечивается с помощью констант системы или с помощью мастера заполнения констант.

3. Контроль первичных остатков на счетах бухгалтерского учета и правильности формирования вступительного баланса. Для проверки вступительного баланса используют оборотно-сальдовую ведомость, в которой обращают внимание на счет 00 «Дополнительный для остатков». Наличие начальных остатков по счетам бухгалтерского учета необходима для обеспечения правильности заполнения сумм по данным на начало периода, если это не предусматривало структурой формы отчетности.

4.Ведение учета операций, которые совершают соответственно выполняемым на предприятии хозяйственным операциям. Спецификой ведения учета с использованием автоматизированных систем учета является необходимость выполнения регламентных операций перед составлением отчетности, связанных с закрытием счетов учета доходов и расходов, определением финансового результата деятельности предприятия. Невыполение этих операций приводит к несоответствию актива и пассива баланса предприяти, что приводит к невозможности составления финансовой отчетности.

После составления отчетности необходимо обеспечить неизменность информации, которую использовали для ее составления, что обеспечивается с помощью константы «Дата запрета редактирования документов», установленной на конец периода, по которому была подана отчетность.

5.Формирование отчетности, которая совершается с использованием автоматизированного расчета по данным учета после выбора пользователем нужной формы отчетности, которую необходимо составить.[1]

Кроме сокращения времени подготовки отчетов, при автоматизации проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе контроля непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с человеческим фактором.

Усилия и средства, вкладываемые в автоматизацию отчетности, могут быть компенсированы за счет улучшения бизнес-процессов по управлению за счет повышения качества интегрированной системы. Автоматизация способствует повышению качества и уменьшению сроков подготовки отчетности. При этом проводится оценка затрат на нее и будущих выгод. Еще одна положительная сторона автоматизации – переход на электронный документооборот. В настоящий момент данная функция полностью реализована только на крупных предприятиях. Это привело не только к экономии времени, но и материальных ресурсов. [2]

Не отрицая положительных сторонавтоматизации, следует также оценивать и его негативные стороны. Первая проблема, которую придется решать руководству компании и рядовым сотрудникам бухгалтерии – это перенос данных в новую систему. Если происходит обновление бухгалтерской программы, например «1С 7.7» на «1С 8.0», то данные будут перенесены автоматически. Если бухгалтерский учет до этого момента велся вручную или устанавливаемая программа не является дружественной, заносить данные придется вручную. Во- вторых, определенные сложности могут возникнуть с подбором персонала. так как не все сотрудники бухгалтерии одинаково хорошо знают прикладные бухгалтерские программы. Так же, к проблемам автоматизации бухгалтерского учета можно отнести нежелание некоторых предприятий уходить от привычных методов работы. [4]

Таким образом, в результате проведенного исследования определены основные этапы составления отчетности на примере программы 1С, выявлены преимущества и недостатки автоматизации бухгалтерской отчетности .

1. Верига Ю. Орищенко М. Клименко А. Примеры составления годовой отчетности предприятия при использовании ручной и автоматизированной форм учета // Бухгалтерский учет и аудит-2010-№1.- С.23-47.

2. Осипов В.И. Шибилева О.В. Проблемы автоматизации учета // Бухгалтерский учет-2007- №7- С.75-76.

3. Дяченко О. Автоматизация отчетности. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.nbj.ru/publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie//07/11/ avtomatizatsija-otchetnosti-po-msfo/index.html.

4. Бизнесс журнал. Автоматизация бизнес процессов: достоинства и недостатки на примере бухгалтерского учета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jetfinance.ru/avtomatizaciya/dostoinstva-i-nedostatki-avtomatizatsii-buhgalterskogo- ucheta.html.

Источники: http://analyzbuhuchet.ru/index.php/bukhgalterskaya-finansovaya-otchetnost/128-podgotovka-k-sostavleniyu-otchetnosti, http://3ys.ru/otchetnost-organizatsii/podgotovka-k-sostavleniyu-otchetnosti.html, http://www.konspekt.biz/index.php?text=50450








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением