Штраф за несданную отчетность в ифнс





Какой штраф государство использует за несвоевременную сдачу баланса в налоговую инспекцию?

Пункт 1 Статьи Налогового кодекса Российской Федерации и другие законодательные акты в сфере сборов и налогов объясняют правила и порядок назначения штрафов за несвоевременную сдачу баланса в налоговую инспекцию. Подача бухгалтерской отчетности на рассмотрение является основным методом контроля в сфере бизнеса. Уклонение от подачи такого документа приравнивается к грубой форме нарушения, поэтому влечет за собой определенную ответственность. ИФНС устанавливает четкие сроки подачи баланса на рассмотрение. Если документ не был сдан на момент последней даты этого срока, тогда предпринимателю придется заплатить штраф в размере 200 рублей. Расчет штрафных санкций ведется на каждый отдельный документ, каждый последующий несданный баланс также повлечет за собой необходимость выплаты денежных средств.

Порядок определения размера штрафа, а также список бухгалтерии, неподачу которой государство может расценить, как нарушение, освещают письма Федеральной фискальной инспекции. Бумаги имеют юридическую силу, поэтому могут использоваться инспекторами при назначении наказаний и выявлении размера штрафных санкций. Документы разъясняют порядок определения размера наказания в каждом определенном направлении, поэтому с помощью них можно разобраться в любой сложной ситуации.

Штрафы для разных организационных форм

Для разных форм организаций размер штрафа может быть разным. Более того, для каждого учреждения отведены свои правила расчета штрафов, порядка их назначения и определения. Сроки подачи бухгалтерской отчетности также отличаются, поэтому начиная свой бизнес, необходимо четко выяснить, когда именно необходимо сдавать баланс, когда его закрывать и готовить к рассмотрению налоговой инспекцией. Владение полноценной информацией в сфере налогообложения позволит вам избежать множества проблем в процессе деятельности.

Государственные учреждения не являются исключением из правил в сфере наложения штрафов за несдачу бухгалтерской отчетности. Основой для определения наказания выступает приказ Министерства финансов Российской Федерации.

Муниципальные организации сдают такой же набор бухгалтерских бумаг, как и частные фирмы. Государственные учреждения могут привлекаться к соответствующей ответственности за несоблюдение общих норм и стандартов законодательства.

Статья 1 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок наказания общественных организаций за уклонение от предоставления бухгалтерского баланса. Некоммерческие объединения и их подразделения не имеют права осуществлять деятельность в сфере предпринимательства, а также заниматься реализацией товаров, однако могут иметь в своем составе реальное или выбывшее имущество. Вследствие этого, общественные структуры получать доходы от бизнеса не могут. Однако любые компании такой организационной структуры всегда имеют источники дохода для достижения своих непосредственных целей. В бухгалтерском отчете некоммерческих структур должна содержаться следующая информация:

  • четкие цели использования полученных денежных средств;
  • источники прибыли;
  • направления расходов (убытки);
  • методы рационального использования денежных средств.

В функции налоговой инспекции входит проверка организаций такого типа. Фискальные органы должны четко контролировать грамотность и рациональность использования поступающих в структуру денежных средств, так как основным источником денежных средств, чаще всего, выступает государство. Уклонение от сдачи бухгалтерского отчета может расцениваться, как преступление против законодательства. За каждый непредставленный вовремя документ руководство общественного объединения будет наказано в размере 200 рублей. Последующие отклонения от стандартов будут наказываться в обязательном порядке.

Другие виды структурных организаций обязаны сдавать в фискальные органы Российской Федерации следующие бухгалтерские отчетности:

  • сводка прибыли;
  • сводка убытков;
  • бумаги по аудиторскому заключению;
  • документ о ревизии сельскохозяйственной комиссии кооперативов;
  • записка пояснительная.

Обратите внимание! Аудит или ревизия проводится для определенных видов сельскохозяйственной деятельности. Если федеральные законы не обязывают организацию проводить аудит, тогда руководитель не обязан проводить такого рода проверки. Однако обязанность о сдаче бухгалтерского баланса остается за руководством сельскохозяйственного предприятия. Штраф за уклонение от контроля последует в обязательном порядке.

Порядок назначения штрафных санкций

Финансовая налоговая служба Российской Федерации при назначении величины и порядка наложения штрафа компании, которая вовремя не сдала бухгалтерские бумаги, должна совершать действия исключительно на основе законодательных правил и соответствующих государственных актов. Контролироваться должен весь перечень документов, который определен государством для той или иной организации.

200 рублей в качестве штрафа последует за каждым документом, который не был представлен или был предоставлен не вовремя. Как показывает практика, за один комплект несданной отчетности компания может понести наказание в виде штрафных санкций, общая сумма которых будет составлять 800 рублей. Структура штрафов выглядит следующим образом:

  • отчет прибыли и убытков – 200 рублей;
  • баланс бухгалтерии – 200 рублей;
  • заключительный документ аудитора – 200 рублей;
  • запись пояснительная – 200 рублей.

Конечную сумму штрафа должно оглашать только должностное лицо фискальных органов. Заключение каких-либо других лиц не имеют юридической силы.

Размер штрафа за декларацию, сданную не вовремя

Если ваша компания на упрощенке Рекомендации, приведенные в данной статье, актуальны как для компаний на общем режиме, так и для применяющих упрощенную систему. Размер штрафа за декларацию, сданную не вовремя?

Осенью прошлого года в Налоговом кодексе РФ появились поправки, которые существенно изменили штрафы за нарушения, связанные с декларациями. Размер штрафа за декларацию, сданную не вовремя?Чуть позже чиновники определились с тем, как применять новый порядок. С помощью схемы вы разберетесь с правилами расчета штрафов, которые применяют контролеры. А здесь давайте подробнее рассмотрим ситуации, в которых часто возникают проблемы на практике.

На сколько оштрафуют компанию за не сданную в срок налоговую отчетность

* За просрочку сдачи отчетности могут наложить штраф на ответственного работника. Его сумма составит от 300 до 500 руб. (ст. 15.5. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Сколько платить за несданную отчетность по прибыли

Размер штрафа за декларацию, сданную не вовремя? Законодатели почему-то назвали всю отчетность по налогу на прибыль декларациями (ст. 289 Налогового кодекса РФ ). Даже ту, которая подается в течение года и является по сути расчетом авансовых платежей. Казалось бы, мелочь. Но она обернулась для налогоплательщиков весьма невыгодными последствиями.

Солидные штрафы могут грозить компании, когда контролеры применяют статью 119 Налогового кодекса РФ. Ведь размер штрафа в данном случае рассчитывается от неуплаченной суммы налога. Но применять эту статью можно только к декларациям. Так уже давно решили судьи ВАС РФ (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 ). Если же компания просрочит сдачу расчета авансовых платежей, инспекторы могут использовать только пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. А значит, с компании могут взыскать всего 200 руб.

Но раз промежуточную отчетность по прибыли назвали декларацией, за ее задержку всегда придется платить штраф по статье 119 кодекса. К сожалению, такую позицию поддержали и судьи ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2010 г. № 3299/10 ). Так что спорить с инспекторами по этому вопросу уже бесполезно.

Когда штраф взимается в минимальном размере

Размер штрафа за декларацию, сданную не вовремя? Нужно ли платить штраф за просрочку нулевой декларации? Налоговики считают, что нужно. И выписывают компаниям штраф в минимальном размере (то есть 1000 руб.).

Еще минимальный штраф инспекторы применяют к тем, кто вовремя и полностью уплатил налог, но подал декларацию с опоз-данием. А как быть, если компания уплатила налог не в срок, но до того, как налоговики решили наложить штраф? Здесь также применяется только минимальный штраф (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376@ ). Поэтому если в вашем случае местные инспекторы решили по-другому, можно ссылаться на это письмо ФНС России .

Но обратите внимание: снижать минимальный штраф из-за смягчающих обстоятельств контролеры отказываются (п. 2 письма ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376@ ).

Что грозит компании за сдачу отчетности на бумаге вместо электронного формата

Компании с численностью работников более 100 человек (за прошлый год) должны подавать декларации в электронной форме (п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ ). И когда такие организации сдавали отчетность на бумаге, инспекторы раньше запросто могли ее не принять. Более того, если компания не успевала пересдать декларацию в электронном виде, накладывали штраф по статье 119 кодекса. Да и сейчас такие ситуации встречаются. Правда, судьи уже давно считают это незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 11500/08 ).

К счастью, ФНС России обязывает инспекторов в данном случае принимать отчетность (п. 3 письма от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376@ ). А за сдачу отчетности не в том формате штраф должен составить всего 200 руб. (ст. 119.1 кодекса ).

Добавим также, что сдать электронную отчетность не вовремя компания может не по своей вине. Например, из-за сбоев у оператора связи. Тогда советуем сообщить об этом в инспекцию, приложив подтверждающие документы от спецоператора. Если контролеров это не убедит и они начислят солидный штраф, можно попробовать отбиться от него в суде (постановление ФАС Центрального округа от 26 апреля 2010 г. по делу № А08-8937/2009-16 ).

В течение какого срока налоговики вправе штрафовать за опоздание с декларацией

Налоговики вправе наложить штраф по статье 119 Налогового кодекса РФ в течение трех лет с первого дня просрочки сдачи декларации. Но инспекторы иногда продлевают этот срок весьма просто: отсчитывают его с даты, когда компания фактически сдала декларацию. Например, компания должна была сдать отчетность 21 апреля 2008 года, а подала 7 июля этого года. Налоговики выявили это только в июне года и наложили на компанию штраф. Срок давности при этом они отсчитывали с 7 июля 2008 года.

Важная деталь Налоговики могут оштрафовать компанию за задержку в подаче отчетности в течение трех лет со следующего дня после установленного срока сдачи.

Такую своеобразную практику расчетов срока судьи ВАС РФ признали незаконной (постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля г. № 13447/10 ). Поэтому в нашем примере срок нужно было отсчитывать с 22 апреля 2008 года. А значит, в июне года налоговики уже были не вправе штрафовать компанию.

Главное, о чем важно помнить

1. За просрочку подачи декларации по налогу на прибыль налоговики могут штрафовать компанию по статье 119 Налогового кодекса РФ. Даже если речь идет о промежуточной (не годовой) отчетности.

2. Если компания сдаст не вовремя нулевую декларацию, штраф составит 1000 руб.

3. Штрафовать компанию по статье 119 Налогового кодекса РФ, если она вовремя сдала отчетность на бумаге вместо электронного формата, налоговики не вправе.

Ответственность за несдачу промежуточной налоговой отчетности

За непредставление в срок налоговой отчетности по итогам отчетных периодов налоговые инспекции штрафовать как за несдачу деклараций больше не будут (Письмо ФНС России от 30 сентября г. № СА-4-7/17536).

Существующие нормы

Дискуссия по этому поводу ведется уже не первый год, причем с переменным успехом. В статье 119 Налогового кодекса РФ (п. 1) предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации. Это штраф в размере 5 процентов от не уплаченной на основании несданной декларации суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Но не более 30 процентов причитающейся к уплате суммы и не менее 1000 руб.
ФНС России считала штраф правомерным.

Позиция налоговых органов была однозначной: за опоздание со сдачей промежуточной отчетности (по любому налогу) организация подлежит привлечению к ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ. Об этом свидетельствует, в частности, письмо УФНС России по Московской области от 22 января 2007 г. № 24-17/0038 и многочисленная судебная практика.

Позиция Минфина

В письме от 25 сентября г. № 03-02-08/86 финансисты, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2010 г. № 3299/10, согласились с тем, что организацию нужно наказывать в соответствии с нормами статьи 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременную сдачу промежуточной отчетности. Поскольку, как объяснили судьи, обязанность сдавать декларации по налогу на прибыль по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена в главе 25 Налогового кодекса РФ. В то время как о представлении расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды нигде не сказано.

То есть толкование понятия налоговая декларация, представляемая за отчетный период как расчет авансового платежа не основано на положениях Налогового кодекса РФ.

Следовательно, при опоздании с подачей декларации наступают последствия, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса РФ.

Ранее финансовое ведомство придерживалось противоположной точки зрения. Она была изложена в письме от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-228. Специалисты ведомства тогда считали, что промежуточная налоговая декларация по своей сути налоговой декларацией не является. Это всего лишь расчет авансового платежа. А значит, за несвоевременную сдачу такого отчета статью 119 Налогового кодекса РФ применить нельзя.

Примечание. Следует обратить внимание на то, что и в этом случае вывод основывался на разъяснениях Президиума ВАС РФ, приведенных в пункте 15 информационного письма от 17 марта 2003 г. № 71.

Судебная практика неустойчива

И вот теперь – сообщение налоговой службы об отказе от своей прежней позиции.

Чем это вызвано? Оказывается, вновь переменившимся мнением судей.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июля г. № 57 (п. 17) дал очередные разъяснения по рассматриваемому вопросу (практика рассмотрения дел федеральными арбитражными судами на протяжении уже многих лет очень противоречива). В них прямо указано на невозможность привлечения к ответственности на основании статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление либо несвоевременное представление налоговой отчетности по итогам отчетных периодов независимо от того, как поименованы такие документы в той или иной главе Налогового кодекса РФ.

Документ адресован нижестоящим судам с целью единообразного применения положений законодательства. В связи с чем ФНС России в свою очередь дала распоряжение своим нижестоящим структурам руководствоваться данным подходом, объяснив это тем, что суды сформировали единую позицию. То есть шансов отстоять правомерность применения санкций по статье 119 Налогового кодекса РФ у контролирующих органов нет.

Таким образом, на сегодняшний день правильной признана все же позиция Президиума ВАС РФ 10-летней давности, содержащаяся в информационном письме Президиума ВАС РФ № 71 (п. 15), о котором мы уже упоминали.

Но это – пока. Поскольку, учитывая приведенную хронологию, вовсе нельзя быть уверенным в том, что последнее решение суда – окончательное (имеется в виду постановление Пленума ВАС РФ № 57).

Возможные санкции

Что же могут предпринять инспекторы?

По мнению автора (если позиция суда вновь не изменится), им придется удовольствоваться положениями статьи 126 Налогового кодекса РФ (п. 1).

В частности, в ней предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый несданный документ при непредставлении в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Данная мера ответственности применяется в тех ситуациях, когда статью 119 Налогового кодекса РФ использовать невозможно. Кстати, именно применение в таком случае норм статьи 126 Налогового кодекса РФ считал обоснованным Президиум ВАС РФ 10 лет назад в информационном письме № 71.

Добавим, что получить с налогоплательщика какие-то существенные суммы за несвоевременное внесение авансовых платежей тоже не получится.

Примечание. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 Налогового кодекса РФ).

За это, согласно статье 75 Налогового кодекса РФ, налоговики имеют право начислить только пени.
Если компанию все же оштрафовали

Что предпринять стройфирме, опоздавшей с отчетностью, если инспекция все-таки решила ее оштрафовать именно по статье 119 Налогового кодекса РФ?

Напоминаем. к сожалению, в настоящее время акты налоговых инспекций ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. С учетом нововведений в порядок подачи и рассмотрения жалоб поступить нужно следующим образом.

На решение налоговой инспекции надо подать жалобу в письменной форме (п. 1 ст.139.2 Налогового кодекса РФ).

Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы (то есть жалобы на решение, еще не вступившее в силу) определены в статье 139.1 Налогового кодекса РФ.

С такой жалобой строительная компания обращается в налоговую инспекцию, которая вынесла оспариваемое решение. А инспекция уже сама обязана в трехдневный срок передать ее в вышестоящую инстанцию. Если решение по жалобе не будет принято вышестоящим налоговым органом в течение месяца, строительная фирма может идти в суд.

Однако считаем, что до суда дело не дойдет и налоговики сами отменят решение, идущее вразрез с разъяснениями ФНС России, направленными налоговым органам для руководства в практической работе.

Источники: http://ipexperts.ru/proverki-shtrafy/shtraf-za-nesdachu-balansa-v-nalogovuyu.html, http://www.glavbukh.ru/art/26095-razmer-shtrafa-za-deklaratsiyu-sdannuyu-ne-vovremya, http://www.pnalog.ru/material/otvetstvennost-nesdacha-nalogovaya-otchetnost








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением