Внесение изменений в устав образовательного учреждения





Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

Какая информация должна содержаться в уставе образовательного учреждения? В каких случаях необходимо вносить изменения в устав образовательного учреждения в связи с тем, что к 1 июля необходимо привести его в соответствие с Законом об образовании?

Образовательное учреждение действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ (п.1 ст.25 Федерального закона от 29.12. г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», далее по тексту – Закон №273-ФЗ).

Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация (п.2 ст.25 Закона №273-ФЗ):

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления, а также порядок их формирования и сроки полномочий.

Кроме того, другие положения Закона №273-ФЗ предписывают указывать в уставе образовательного учреждения следующую информацию:

  • порядок принятия органами управления решений и выступления от имени образовательной организации (п.5 ст.26);
  • порядок принятия локальных нормативных актов (п.1 ст.30);
  • права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.3 ст.52).

Поскольку образовательное учреждение является НКО, то необходимо учитывать требования, которые предъявляются к уставу Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ).

Так, в обязательном порядке должны быть включены в устав НКО (ст.14 Закона №7-ФЗ):

1)наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

3)порядок управления деятельностью;

4)предмет и цели деятельности;

5)сведения о филиалах и представительствах;

6)права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство);

7)источники формирования имущества;

8)порядок внесения изменений в устав;

9)порядок использования имущества в случае ликвидации;

10)иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав образовательного учреждения утверждает ее учредитель (п.1 ст.52 ГК РФ):

  • для государственных - федеральные или региональные органы власти;
  • для муниципальных - муниципальные органы власти;
  • для частных образовательных организаций общего образования - их учредитель или учредители.

Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения

Необходимость внесения изменений в устав образовательного учреждения может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Наименование и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Законом №273-ФЗ не позднее 1 января года. Данный срок продлен согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.12.г. №458-ФЗ до 1 июля года (п.5 ст.108 Закона №273-ФЗ).

Практически это означает, что учредители образовательных учреждений обязаны внести в уставы изменения согласно требованиям Закона №273-ФЗ.

Одной из организационно-правовых форм НКО являются образовательные учреждения. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли переименовывать «учреждение» на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)?

Разъяснения в части случаев внесения изменений в устав образовательных учреждений приведены в Письмах Минобрнауки РФ от 25.08. г. №АК-2453/06, от 09.07. г. №ДЛ-187/17, от 10.06. г. №ДЛ-151/17.

Так, если в отношении образовательного учреждения не меняется его тип, то его переименование и, внесение изменения в устав, не требуется. Например, ничего не нужно менять (при неизменности типа образовательных организаций), если образовательные учреждения имеют наименование «Муниципальное общеобразовательное учреждение», «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» и пр. То есть термин «учреждение» не нужно изменять на термин «организация».

В том случае, если меняется тип образовательного учреждения, необходимо вносить изменения в устав.

Типы образовательных организаций приведены в п.2 ст.23 Закона №273-ФЗ:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования.

Например, если учреждение имеет наименование «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», то необходимо внести изменения в устав (новое наименование - «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»). Специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения, а образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - в учреждения дополнительного профессионального образования.

Кроме того, Минобрнауки РФ (Письмо от 10.06. г. №ДЛ-151/17) разъяснило перечень необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательного учреждения:

  • указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное);
  • указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная»);
  • указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ);
  • включение в наименование официального наименования «РФ» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования по специальному разрешению;
  • использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав.

В каком порядке вносить изменения в устав образовательной организации с целью его приведения в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»? Следует ли проводить общее собрание коллектива, если такой порядок предусмотрен в действующей редакции устава?

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.

Таким образом, по новому Федеральному закону «Об образовании» порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством. Рассмотрим данный порядок на примере государственных (муниципальных) учреждений.

Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.

Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.

Такой образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.

Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Управление муниципальными образовательными учреждениями в вопросах и ответах

Базовые перечни в системе управления муниципальным образовательным учреждением

Вопрос. Можно ли, в рамках управления муниципальными образовательными учреждениями, связи с отменой 14 раздела из базового перечня услуг, давать объём работ через средства субсидии на иные цели ?

Ответ. Да, можно, в соответствии с письмом Министерства финансов № 02-01-07/41045 от 13 июля года. Однако, средства субсидии на иные цели рекомендуется применять только на год (это касается федерального уровня. В отношении субъекта необходимо смотреть на тот порядок финансового обеспечения. который принят на уровне субъекта или муниципального образования). К 2018 году финансировать те услуги, которые раньше входили в 14 перечень через средства субсидий на иную цель уже будет невозможно. И тогда соответствующие цели предоставления субсидии на иную цель должны быть утверждены в порядке органа-учредителя, или в правилах органа-учредителя.

Автономки в системе управления муниципальными образовательными учреждениями

Вопрос. Будут ли автономные учреждения переходить на 44 -ФЗ с 1 января года?

Ответ. Порядок управления муниципальными образовательными учреждениями не предусматривает переход автономных учреждений на 44-ФЗ. Закон № 44-ФЗ распространяется для автономных учреждений только на средства субсидии на капитальные вложения. Это положение остаётся прежним, без изменений. Остальные виды субсидий на них не распространяются.

Изменения в уставе управления муниципальными образовательными учреждениями

Вопрос. Учитывая наличие и использование базовых перечней нужно понимать, что те виды деятельности, которые у учреждения указаны в уставе, должны соответствовать базовым перечням. Каким должно быть это соответствие и нужно ли вносить изменения в уставы в связи с применением базовых перечней?

Ответ. Устав управления муниципальным образовательным учреждением формируется в соответствии с положениями законов и нормативно-правовых актов. Соответственно базовый отраслевой перечень также формируется на основании положений федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Получается, что по сути, противоречия друг другу быть не должно.

Тем не менее, если формулировка в базовом перечне по смыслу отличается от того вида деятельности, который содержится в уставе, то изменения учреждению необходимо вносить. Но если смысл вида деятельности и смысл услуги, которая содержится в базовом перечне, одинаков, то нет необходимости вносить какие-либо изменения в устав управления муниципальным образовательным учреждением, так как дословного соответствия видов деятельности наименованию услуг в базовом перечне никто не требует (подробнее об этом в письме Министерства финансов № 02-01-10/5876 от 5 февраля года).

О кодах ОКВЭД в рамках управления муниципальными образовательными учреждениями

Вопрос. Какие изменения произойдут в кодах ОКВЭД в году и потребуется ли, в связи с этим, вносить изменения в базовые перечни?

Ответ. С 1 января года в рамках управления муниципальным образовательным учреждением вступает в силу новый код ОКВЭД, ОКВЭД-2. Он заменяет собой ОКВЭД-1 и ОКПД-1. Соответственно применение новых кодов ОКВЭД в информационной системе Электронный бюджет будет осуществляться через переходные ключи, которые разработаны Минэкономразвития, федеральным казначейством и должны быть загружены в систему. Изменение должно произойти автоматически, то есть вносить в ведомственные перечни изменения, связанные с изменением кодов ОКВЭД, нет необходимости. По поводу этого пункта также есть письмо Министерства финансов № 02-01-11/1666 от 20 января года, согласно которому переход на ОКВЭД-2 в информационной системе будет обеспечен уже в конце года.

Денежные гранты для образовательных учреждений

Вопрос. Должно ли при поступлении денежного гранта для образовательных учреждений вноситься изменение в муниципальное задание или можно через иные цели?

Ответ. В муниципальном задании содержатся услуги и работы, там нет суммы субсидии. Соответственно, при поступлении денежного гранта образовательному учреждению изменение в муниципальное задание не будет вноситься. Но объём субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат, и из объёма субсидии вычитается, то есть, из бюджетных средств не должно финансироваться оказание услуг учреждениям за плату сверх задания. Соответственно, оказание услуг из средств гранта не должно финансироваться из средств субсидии на выполнение государственного задания.

Источники: http://rosco.su/press/vnesenie_izmeneniy_v_ustav_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_osnovnye_sluchai/, http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety/v-kakom-poryadke-vnosit-izmeneniya-v-ustav-obrazovatelnoy-organizacii-s-celyu-ego, http://www.menobr.ru/article/62138-qqe-16-m11-upravlenije-municipalnimi-obrazovatelnimi-ucrezdenijami-v-voprosah-i-otvetah








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением